С разрешения редакции украинского маринистического журнала «Фарватер» размещаем статью о японских двигателях Tohatsu.

В отличие от многих известных брендов, которые кроме лодочных двигателей занимаются автомобильной и и мото-технкой, японская фирма Tohatsu специализируется практически только на подвесных моторах. О компетентности производителя говорит тот факт, что часть лодочных двигателей Nissan, Mercury и Evinrude производятся на заводах Tohatsu. Несмотря на отсутствие масштабных рекламных кампаний, популярность и узнаваемость этой торговой марки, и ее репутация среди потребителя растет с каждым годом. Сегодня можноуверенно сказать, что двигатели Tohatsu благодаря их надежности и соотношению цена/качество заняли на европейском рынке лидирующие позиции. В России эта марка - одна из самых популярных, в Украине на всех рыбацких Интернет ресурсах есть положительные отзывы об эксплуатации этих моторов. Производят двигатели Tohatsu исключительно в Японии, а продаются они в Украине через дилерскую сеть. Последнее время, несмотря на все сложности современной экономики, Tohatsu удалось не только утвердить свои позиции, но и сделать значительные шаги вперед. В первую очередь этот прогресс связан с высокими стандартами качества производства двигателей.

Моторы с технологией TLDI. - это двухтактные двигатели прямого впрыска топлива с подачей воздуха с низким давлением, обеспечивающим экономный расход топлива. Линейный ряд - от 40 до 115 л.с.

Моторы TLDI обладают расходом топлива четырехтактных моделей и мощностью двухтактных. Особенности, которые отмечают все специалисты - отличные разгонные характеристики, экологичность, низкий уровень вибрации. Электрический масляный насос обеспечивает высокую точность и стабильную подачу масла в зависимости от оборотов двигателя. Масляный бак расположен сверху, что упрощает обслуживание мотора. Корпус изготовлен из специального алюминевого сплава не подверженного коррозии. На все внутренние элементы нанесено антикоррозийное цинковое покрытие. Многоточечный впрыск масла обеспечивает хорошую смазку элементов и увеличивает их срок службы. Индукционная система зажигания обеспечивает легкий запуск двигателя. Наиболее полное сгорание топлива в Tohatsu TLDI происходит следующим образом: специальная форма камеры сгорания обеспечивает оптимальный распыл топливно-воздушной смеси из сопла инжектора, смесь в нужный момент поджигается свечой системы зажигания. Эффективную работу системы впрыска обеспечивает воздушный компрессор. 32-битный центральный процессор руководит системой впрыска и настройкой системы зажигания. Информация о состоянии элементов двигателя от специальных датчиков передается в процессор, который выдает соответствующие команды. Это позволяет точно дозировать подачу топлива, вследствие чего мотор работает в наиболее оптимальном режиме, что дает ощутимую экономию топлива и масла. По выхлопа двигатели TLDI – одни из самых экологичных, что подтверждено Агенством по защите окружающей среды (EPA). Поршень у двигателей Tohatsu TLDI мощностью 70, 90 и 115 л.с. выполнен с применением технологии Teflon. Световые индикаторы тахометра, установленного на двигателе, информируют судоводителя о потенциальных проблемах мотора. При рыбалке троллингом можно пошагово изменять обороты двигателя нажимая на ключ зажигания и увеличивая скорость с учетом ветра и течения. У Tohatsu TLDI механизированная откидка мотора, бокс дистанционного управления. Наличие термостата в системе охлаждения стабилизирует температурный режим двигателя. Водяная помпа из нержавейки увеличивает срок службы агрегата и повышает надежность системы охлаждения. Корпорация Tohatsu всегда уделяла большое внимание системам защиты и безопасности. У Tohatsu TLDI - световой индикатор недостаточной зарядки аккумулятора, защита от запуска при включенной трансмиссии, ограничитель оборотов. Страховочный троссик кнопки остановки мотора (стоп-чека) – на всех моторах Tohatsu. На всех моторах есть визуальное и звуковое предупреждения о низком уровне масла и перегреве двигателя.

Если с начала появления в Европе Tohatsu рассматривался как производитель недорогих надежных двигателей для рыбалки, то сегодня получили известность и более мощные моторы этого бренда. Несомненный лидер среди больших моторов - Tohatsu TLD MD 115, обладающий отличным соотношением вес/мощость. Этот двигатель оснащен целым рядом инновационных внедрений. Генератор большой мощности, выдает ток в 37 А при оборотах коленчатого вала в 1000 об/мин, а при максимальной частоте («полный газ») – 40 А. Отработанные газы попадают в специально разработанный лабиринт системы выпуска, что значительно снижает шумность работы мотора. Процесс регулируется cпециальным отверстием, находящимся выше уровня воды. Для промывки системы охлаждения пресной водой предусмотрен специальный порт, который входит в стандартную комплектацию мотора.


Четырехтактные Tohatsu. Модельный ряд – от 2,5 до 30 л.с. 4-тактные Tohatsu 25 - 30 л.с. Многоканальная система забора воздуха, в виде особых трубочек, устроена таким образом, что практически исключает попадание жидкости внутрь кожуха двигателя. Настроенная система забора воздуха увеличивает крутящий момент на малых и средних оборотах и обеспечивает низкий уровень шума и плавность работы. Контроль работы мотора осуществляет 16-битный процессор, который точно дозирует подачу топлива и момент зажигания. У моделей с ручным запуском энергии генератора, который заряжается при пуске, хватает на работу системы электронного впрыска, которая обеспечивает небольшой расход топлива и стабильную работу мотора. Tohatsu – это первый производитель, который стал устанавливать систему впрыска, не требующую наличие аккумуляторной батареи, подтвердив свои лидирующие позиции не только в надежности, мощности, эксплуатационных характеристиках двигателей, но и в инновациях. Рычаг переключения реверса находится в передней части мотора, что облегчает переключение режимов трансмиссии. Цифровая система зажигания у всех 4-тактных моторов обеспечивает простой запуск. Рычаг переключения реверса – в передней части. Термостат в системе охлаждения позволяет стабилизировать температурный режим мотора. Водяная помпа из нержавеющей стали. Декомпрессор для упрощения ручного запуска. Бак 25 литров со шлангом, фитингами и системой подачи топлива. Алюминевый винт.

4-тактные Tohatsu 8 - 20 л.с. Специальный глушитель уменьшает шум во время работы мотора. Антикавитационная плита защищает винт от явления кавитации. На плите установлен плавник-компенсатор, выполняющий также роль протектора от коррозии. Модификация Power Tilt – моторы с механизированным тримом предназначенные для небольших рыбацких лодок. Рыбаку понадобится минимум усилий, чтобы наклонить мотор. Возможна быстрая настройка угла наклона двигателя (от крайнего нижнего положения до крайнего верхнего – за 5 секунд).

4-тактные Tohatsu 2,5 - 6 л.с. У этой группы двигателей простой фрикцион системы управления.. Благодаря фрикционному механизму можно изменять усилие необходимое для поворота мотора. Управляющая честь – в передней части мотора, она достаточно проста в эксплуатации и эффективна в случаях, когда надо увеличить нагрузку при поворотах мотора, например при троллинге, или большой скорости. Рукоятка газа легко вращается и имеет регулировки изменяющие усилия поворота. Этот класс моторов имеет возможность вращения на 360 градусов, что облегчат маневрирование на лодках. Горловина встроенного топливного бака в передней части мотора облегчает заправку на воде. При встроенном баке в кокпите высвобождается дополнительное свободное место. В некоторых 4-тактных моделях мощностью 4/5/6 л.с. предусмотрено подключение внешнего топливного бака, без переделки мотора. Конструкция двигателей повернута внутри кожуха на 15 градусов относительно вертикали. Это позволяет сделать мотор более компактным и компенсировать его увод при вращении деталей конструкции. Удобно, что проверить уровень масла в картере можно просто заглянув внутрь через специальное окошко. Для снижения вибрации в наиболее критических местах применяются резино-металлические элементы.

Для парусных яхт Tohatsu выпускает модель вспомогательного двигателя MFS 6 Sail Pro. Длина дейдвуда 25 дюймов (63 см) облегчает установку на яхты с высокой кормой. Мотор оснащен генератором мощностью 5 А и напряжением 12 В. В комплект поставки входят силовые наборы для зарядки аккумулятора и «грузовой» винт. Двухтактные Tohatsu. Линейка модельного ряда двухтактных моторов Tohatsu очень широкая - от 2,5 до140 л.с. Эти двигатели имеют репутацию мощных, надежных, компактных, с отличным соотношением мощность/вес. Петлевая продувка обеспечивает ровную работу двигателя и небольшой расход топлива. Цифровая система зажигания дает быстрый старт. Выхлоп отработанных газов - через ступицу винта, алюминевый «морской» корпус не боится коррозии.

Двухтактный Tohatsu 9,8 общепризнан чемпионом в своем классе, у него высокая удельная мощность, конкурентоспособная цена, и этот двигатель самый компактный среди одноклассников. Любители рыбалки оценили и Tohatsu 5BDS с двумя топливными баками, встроенным, на 2,5 литра и внешним на 12 литров.

В этом сезоне, в Украине доступны все лучшие модели из модельного ряда двигателей, который предлагает старейший японский производитель лодочных моторов – фирма Tohatsu.

Андрей Разумовский