Немецкий журнал BOOTE провел контрольные испытания пяти моделей подвесных лодочных двигателей мощностью 30 л.с. При тестировании были выявлены все сильные и слабые стороны моделей, проходивших проверку. Конечно, в былые времена отнюдь не все было лучше, но уж точно легче. Прошло совсем немного времени с появления первых подвесных лодочных двигателей, и вот уже появился подвесной мотор мощностью 30 л.с., весивший около 50 кг. Для двухтактного мотора он был довольно легким, однако потреблял достаточно много топлива. Не увидеть или не услышать его было просто невозможно. Уже издалека он давал о себе знать, благодаря клубам дыма и раздражающему шуму. Все это было когда-то. В наше время двухтактные моторы, которые с большим трудом укладывались в нормы токсичности отработанных газов, вытеснены четырехтактными. По сравнению с двухтактными «старичками» четырехтактные гораздо экономнее, тише и намного удобнее. Обратной же стороной «четырехтактной» медали, невзирая на или, скорее, благодаря дорогостоящему клапанному механизму газораспределения и электронно-регулируемой системе впрыска бензина, является снижение приемистости мотора и увеличение его веса. Как следствие, ни одному из тестируемых 30-сильных моторов (готовых к эксплуатации, заправленных маслом, с установленным гребным винтом) не удается преодолеть весовой барьер в 80 кг. Особенно большим весом характеризуется мотор YAMAHA F30. Его конструкция схожа с конструкцией старшего собрата, который на 10 л.с. мощнее. Вся эта «наследственная масса» составляет ровно 90,4 кг. Хорошо известно, что избыточный вес всем создает проблемы. Так и тяжеловесным тридцаткам нелегко найти «приличную работу». Их рабочее место на четырехметровой надувной лодке захватили более легкие моторы мощностью в 20 и 25 л.с. Благодаря ручному стартеру они легко запускаются, а для румпельной системы управления их эксплуатация более безопасна. При взвешивании вес ни одного из моторов не оказался ниже 80 кг. Стандартное оснащение включает, кроме регулятора газа и переключателя передач, а также систему тримма, позволяющую простым нажатием клавиши поднять или погрузить мотор даже во время езды, систему Quick Stop для моментальной остановки (тросовый аварийный выключатель), топливный бак объемом 25 л с индикатором уровня топлива, гребной винт, выполненный из алюминия, комплект инструментов и инструкцию по эксплуатации на многих языках (в том числе на немецком) с полезными рекомендациями, разъясняющими текстами и иллюстрациями. Все двигатели оснащены система предупредительной сигнализации, которая сообщает при помощи оптического и акустического сигналов о понижении давления масла или о перегреве и автоматически снижает число оборотов при полной загрузке. Неотъемлемые приборы числа оборотов (тахометры) и индикатор тримма установлены на тестируемых моделях без надбавки к цене. Компания Evinrude также включила эти приборы в стандартный комплект поставки. Поскольку это уже давно стало правилом хорошего тона, бензин на тридцатках уже не подается вместе с воздухом для горения, а впрыскивается при помощи электронно регулируемых инжекторов. Будущее принадлежит системе электронного впрыска топлива EFI (Electronic Fuel Injection) и обещает снижение расхода топлива и выброса вредных веществ в окружающую среду, удобную эксплуатацию и безопасность. Только Honda с ее моделью BF 30 (пока еще) не соответствует этому тренду. В «парламенте» тестируемых моторов этот трехцилиндровик с расположенным сверху распределительным кулачковым валом, двумя гребными винтами и тремя газогенераторами является представителем консервативной партии. Если для приобретения мотора последнее слово остается только за кошельком, то модель Tohatsu MF30B – первый претендент. Успех у покупателей в категории «меньше стандартного оборудования – ниже цена» завоевала компания Mercury, которая, по всей вероятности, собирает свой F30 на том же конвейере, что и Tohatsu. Причиной успеха обоих производителей стали в конструктивном отношении практически одинаковые трехцилиндровики объемом 526 куб. см с электронным впрыском бензина. Явные отличия проявляются лишь в лаковом покрытии и дизайне колпака (кожуха) мотора. Все в порядке? Компьютер ответит (почти) на все вопросы. Среди тестируемых моделей газогенератор только на моторе Honda Проблемы могут возникнуть лишь с защитой чувствительных деталей системы впрыска от попадания грязи и воды. Устанавливаемые производителями прямо на моторы топливные фильтры слишком малы и поэтому выполняют всего лишь функцию алиби. Поэтому фильтр предварительной очистки, устанавливаемый во время монтажа на лодку, следовало бы отнести к стандартной, а не как это принято на практике к дополнительной комплектации. Что же касается защиты от гальванической коррозии, то здесь нет повода для жалоб. Практично размещенные, достаточно больших размеров аноды протекторной защиты присутствуют на всех моделях. При выборе лодки для проведения контрольных испытаний не нужно было приносить в жертву ни моторы, ни экипаж испытателей. Вес надувной лодки Futura Mark 2 производителя Zodiac длиной 4,10 м (контрольные испытания лодки были описаны в журнале BOOTE 9/09) без мотора не превышает 100 кг. Сама же лодка в качестве тестового образца со стендом управления и креслом пилота предлагает приятный комфорт. Постоянным читателям журнала BOOTE известно: во избежание опротестования результатов установка моторов, подбор и регулировка гребных винтов при проведении подобных контрольных испытаний осуществляется инженерами-техниками производителя. Следует также подчеркнуть, что (почти) все монтажники устанавливают крепежные болты в третье отверстие консоли. При этом днище лодки и антикавитационная плита образуют одну линию, т.е. расположены параллельно. Производитель Honda из-за большей длины ноги мотора отдает предпочтение другому монтажному отверстию, сохраняя, однако, такую же монтажную высоту. Вентиляция гребного винта – отсутствует. Управление лодкой Futura производителя Zodiac с любым тестируемым мотором не составило проблем в движении на узких поворотах и по кругу.
Результат: все моторы триммируются вверх без вентиляции гребного винта и управляемы на узких поворотах. В номинации «Комфортность работы мотора» четырехтактники единогласно получили высшую оценку. Они запускаются даже в холодном состоянии после нескольких оборотов коленчатого вала, частота оборотов мотора сразу же стабилизируется и уже в горячем состоянии они спонтанно реагируют на каждое движение дроссельного рычага. Вибрация, дым и раздражающий шум от работы мотора – отсутствуют. Осторожность прежде всего: Экипаж испытателей распечатывает и вносит в протокол результаты измерительной электроники. Сильные стороны двухтактника проявились, как того и следовало ожидать, при ускорении (с 0 до 35 км/ч), при этом только мотору YAMAHA удалось не отстать. Вы еще помните философию рабочего объема? Honda удалось обогнать Mercury и Tohatsu еще на пути к пьедесталу. Если кто-то полагает, что больший диаметр гребного винта мотора Mercury – лучший выбор, он заблуждается. Tohatsu не только быстрее, но и экономнее, чем идентичная в конструктивном отношении конкурентная модель из США. То, что двухтактник Evinrude завоевывает «Голубую ленту», стало уже традицией. Со скоростью 45,8 км/ч он вырвался вперед, указав Honda и Tohatsu их места. В хвосте, на удивление, оказался тяжеловесный мотор Yamaha. Большой рабочий объем, как оказалось, не является панацеей. Наилучшую программу экономия топлива во время поездки предлагают Evinrude и Honda. Двухтактник и карбюраторный мотор вырываются вперед и обгоняют современнейшие моторы с системой электронного впрыска топлива EFI. Кто бы мог подумать? Наибольший расход топлива на глиссерном ходу был отмечен у моторов Mercury и Yamaha. Вывод: победу одерживает комбинация качеств. Tohatsu MF30B выходит победителем в контрольных испытаниях. Мотор с оптимальным соотношением «цена – качество» с небольшой массой не позволяет себе во время испытаний каких-либо промахов и срывов. Если бы цена не находилась по ту сторону «добра и зла», сильнейшую конкуренцию этому мотору составил бы мотор Honda. И все это, не взирая или же из-за его испытанной техники карбюратора, покоряющейся любому механику даже без специализированного инструмента. Е-ТЕС-мотор Evinrude также оправдывает себя хорошими тестовыми результатами. Оборудованный по последнему слову техники великан Yamaha пытается справиться со своей большой массой, недорогой Mercury занимает, не медля, место посерединке. Параметры и измеряемые величины
|